Маленская общеобразовательная школа І - ІІІ ступеней

 





Информация для родителей

 

 

 

Рекомендации на лето.                                                                              http://mirsovetov.ru/

Закончился учебный год, наступила долгожданная летняя пора: можно спать сколько хочется, никаких домашних заданий, никакой школы – свобода, одним словом! 
Но у родителей встаёт теперь вопрос, чем же занять чадо, чтобы оно не сошло с ума от безделья и избытка энергии на летних каникулах, чтобы не свело с ума ближайших родственников и время прошло с пользой.
Конечно, лагеря отдыха, детские клубы и пр., поездка в деревню к бабушке и дедушке, отпуск с родителями – отличные идеи. Но, как правило, свободное время всё-таки остаётся и его нужно чем-то заполнить.
Предлагаю читателям несколько идей, как провести с пользой детские каникулы и не оставить времени на скуку и безделье, – для родителей, или для тех, кто будет находиться с ребёнком во время каникул дома.
 

Режим дня

Первое, о чём хотелось бы сказать, – очень важен режим дня и его планирование. Т.е. чтобы весь день у вас с ребёнком строился по чёткому плану. Предсказуемость и постоянство дают ребёнку чувство уверенности и спокойствия, он знает, чем займётся в тот или другой отрезок времени.
Не обязательно вставать по будильнику и так же рано, как в школу, но желательно, чтоб это было одно и то же время и не слишком поздно. Важно приучить ребёнка делать утреннюю зарядку, делать её вместе с ним. В этом есть безусловная польза и плюсы как для ребёнка, так и для вас. Увеличивайте постепенно нагрузку, чтоб зарядка была не просто развлечением, а также физически развивала ребёнка и давала выход энергии.
 

Обучающие и развивающие занятия

Летние каникулы длятся целых три месяца и это прекрасная возможность научить вашего ребёнка чему-то новому – каким-то знаниям и навыкам.
Из самых элементарных и при этом весьма важных занятий – это приучение к помощи по дому. Есть масса дел, которые ваш подросший ребёнок в состоянии выполнять. Во время учебного года ему некогда этим заниматься и вам не хочется его переутомлять, отвлекать от учебного процесса и т.д. А лето – удобное время для этого. Помощь по дому важна и в качестве реальной помощи родителям, и как развитие чувства ответственности, собственной значимости, а также, конечно, как подготовка к взрослой жизни и самостоятельности.
Вы можете научить ребёнка самостоятельно готовить какие-то простые блюда, разогревать пищу,сервировать стол, мыть посуду или управляться с посудомоечной машиной; загружать и включать стиральную машину, развешивать бельё, утюжить его, раскладывать по местам; подмести и помыть полы; ухаживать за цветами; что-то несложное починить и много чего другого.
Кроме этого, можно научить рукоделию – вязать или шить, вышивать; или ловить рыбу, например, а также прочие умения, полезные как для девочек, так и для мальчиков.
Возможно, дошкольника вы хотели бы научить читать или писать, считать перед школой. Может быть, вы планируете обучать ребёнка иностранному языку и лето – очень благоприятное время для подобных занятий. 
Кроме того, было бы неплохо приобрести рабочие тетради с заданиями на те темы, которые изучались в школе весь учебный год, можно и более продвинутые, углублённые, и заниматься понемногу с ребёнком (не заставляя), дабы не совсем опустошалась голова за время каникул и всё выученное за год не улетучилось. Хорошо, если удастся продвинуться вперёд, но не обязательно.
Замечательная идея – научить ребёнка всяким спортивным умениям и навыкам. Лето – самое подходящее время для этого. Можно научить плавать или кататься на велосипеде (роликах, скейтборде и т.д.), разнообразным играм с мячом – футболу, волейболу, баскетболу и т.д.
Не стоит забывать о книгах. Рекомендую читателям МирCоветов заранее продумать, с какими книгами вы бы хотели познакомить вашего сына или дочь, для каких, по вашему мнению, пришло уже время, какие подходят возрасту и были бы очень полезны, интересны. Составьте заранее список, запаситесь книгами, рассчитайте время – как и сколько вы сможете отводить чтению. Если ребёнок самостоятельно ещё не читает много или читает с трудом, то составьте отдельно список для самостоятельного чтения ребёнком и список литературы, которую будете читать ему вы. Пусть среди дня будет время, когда ваш подопечный будет читать самостоятельно, и отдельно время, когда читаете ему вы (неплохо было бы, если бы вы читали ему на ночь).
Говоря о чтении, стоит упомянуть ещё о развитии двуязычных детей или детей, активно изучающих иностранный язык. Обычно на одном из языков ребёнку читать сложнее и он делает это менее охотно, но вам бы хотелось, чтоб язык он слышал и впитывал – тогда включите в программу чтения взрослыми для детей книги на более трудном для ребёнка языке. 
Отдельно хочется сказать о таком увлекательном занятии, которое с развитием цифровой техники стало доступным совсем маленьким детям, как фотографирование. Научить даже младшего школьника снимать самой простенькой «мыльницей» очень просто. Его наверняка увлечёт это занятие. Пусть снимает всё, что вокруг него, всё, что интересно. 
Вы сможете совместно потом отбирать наиболее удачные кадры, напечатать их и создать фотоальбом«Как я провёл лето». Останется память, а также ваш подопечный приобретёт немаловажные навыки, которые всегда пригодятся ему.

Прошлым летом мой тогда семилетний сын получил в своё распоряжение простенький цифровой фотоаппарат, которым мы, его родители, уже не пользуемся. Мы научили его снимать, каким-то базисным понятиям фотографирования, многое он усвоил из практики, начал снимать всё, что его окружает. Для него было всё ново – фотографировать свою руку или младшего брата, или вид из окна, или листочки на дереве, или снять свой «репортаж» о поездке куда-нибудь. Можно сказать, что снимал всё подряд, потом начал выбирать – что ему снимать интересно. Когда кадры стали вполне пригодными для просмотра, мы с ним вместе сели и пересмотрели все, отобрали те, которые стоят внимания, вполне приличного качества и несут в себе интересную для него информацию. После этого напечатали фотографии и сделали небольшой альбом. Придя в школу в сентябре, он мог поделиться впечатлениями со своими товарищами, подкрепляя это собственными иллюстрациями. Весь год он с удовольствием и интересом возвращался к кадрам прошедшего лета, также что-то снимал в течение года и с нетерпением ждёт, когда сможет приступить к созданию альбома «Как я провёл лето», теперь уже нынешнего года.

Занятия и развлечения дома

Итак, вы довольно много времени будете находиться дома и вам нужно запланировать для ребёнка как можно больше занятий – разнообразных, интересных, не только развивающих, но и развлекающих.
Среди таких занятий, конечно, стоит упомянуть в первую очередь рисование, лепку, раскрашивание, аппликации, различные поделки, оригами и подобное. 
Очень увлекательное занятие – складывание картины из множества деталей паззла, т.е. работа не на один день.
Хороши ролевые игры – в учителя/воспитателя, в дом мод, в продавца-покупателя, врача-пациента, киноактёров и т.д., насколько позволит фантазия ваша или вашего ребёнка. Обычно детям такие игры очень нравятся. А вам дадут пищу для размышлений о характере ребёнка, его устремлениях, предпочтениях и даже возможных психологических проблемах.
Конечно, никак не обойтись без обычных игр в машинки, куклы – кому что по душе. Не стоит исключать также просмотр мультфильмов, детских кинофильмов и компьютерные игры. Это тоже часть каникул и отдыха наших детей. Просто не нужно злоупотреблять подобными занятиями, лучше ограничивать их и желательно планировать заранее.
Как ещё один вариант занятий для тех, кто готов к подобному шагу, и к тому же ребёнок давно просит – завести домашнего питомца и приучать его хозяина самостоятельно заботиться, играть, присматривать за новым членом семейства.
 

Развлечения вне дома

Лето – замечательное время для прогулок на свежем воздухе, и это, конечно, нужно использовать.
Запланируйте себе ежедневные прогулки на близлежащей площадке или в парке. Немаловажна компания сверстников для вашего ребёнка. По возможности договоритесь заранее с кем-то из знакомых и симпатизирующих ребёнку детей (с родителями), чтобы для прогулок и игр на воздухе была компания. Кроме того, с этими же детьми можно договориться о взаимных визитах – приглашать их в гости к себе и ходить в гости к ним.
Очень хороши поездки с детьми недалеко от дома: вы вроде бы никуда и не уезжали, но это своего рода приключения для ребёнка.
Во-первых, постарайтесь обязательно выезжать за город на природу или хотя бы в какой-то парк не очень близко к дому. Ходите в походы, дети это обожают. Можно в короткие походы, а можно и с ночёвкой. 
Во-вторых, конечно, поездки на пляж – на речку или к морю, если, конечно, есть что-то подобное в округе. Можно также организовывать поездки выходного дня к морю, если оно не в вашем городе, но не очень-то далеко. 
Хороши и интересны поездки в соседний город – на электричке, например, или автобусе. Это возможность познакомиться с новым местом и достопримечательностями, не уезжая далеко от дома.
Если есть возможность поехать на ферму, то это замечательная идея. Посещение фермы полезно для развития и очень нравится детям обычно.

Мои дети любят бывать в зоопарке и на фермах, особенно их привлекают живые уголки – там, где можно непосредственно пообщаться с животным (погладить, подержать, покормить и т. д.). Такое времяпрепровождение весьма полезно по многим аспектам и, разумеется, приводит в восторг детей. Это приучает любить животных, чуствовать их уязвимость, ближе знакомиться с их жизнью. Т. е. воспитательный эффект.
Есть и другая положительная сторона у общения животными – так называемая, анималотерапия (лечение контактом с животными). Общение с животным всего снимает стрессы и служит источником умиротворённости, положительных эмоций, успокаивает. Такой контакт полезен для детей с проблемами общения, склонных к аутизму и др. Даже если у ваших детей нет подобных проблем, возможность повозиться с кроликами, черепахами, хомяками, собаками и др. неопасными для контакта животными пойдёт только на пользу вашему ребёнку. Особенно, если собственных домашних животных у вас нет и домика с хозяйством в деревне – тоже.

 

Кроме всего перечисленного, советую читателям МиpСoветов включить в досуг посещение различных аттракций и мероприятий внутри вашего города – музеи, зоопарки, праздники и фестивали, концерты, спектакли, кино, бассейны, игровые центры и многое другое.
Ко всем мероприятиям вне дома можно привлечь также друзей вашего ребёнка. Т. е. организовать компанию ему. Так всегда интересней и веселей, кроме того, родители могут договариваться и по очереди возить детей на подобные мероприятия.
Словом, детские каникулы не станут для вас и ребёнка «стихийным бедствием» и впустую потраченным временем, если вы всё продумаете, запланируете заранее. Когда день организован и продуман, он пройдёт легко, интересно и с пользой. И каникулы запомнятся захватывающими приключениями, интересными открытиями, а также обязательно принесут «бонусы» в виде новых умений и навыков.

Уважаемые родители, понятно, что ежедневные хлопоты  отвлекают вас, но не забывайте, что вашим детям нужна  помощь и  внимание, особенно в летний период.

 

 

 

 

без взрослых на дорогу выходить нельзя, идешь со взрослым за руку, не вырывайся, не сходи с тротуара;

  • проезжая часть предназначена только для транспортных средств;
  •  

    при проведении купания детей во время походов, прогулок и экскурсий в летнее время выбирается тихое, неглубокое место с пологим и чистым от коряг, водорослей и ила дном;

  • во время купания запретить спрыгивание детей в воду и ныряние с перил ограждения или с берега;
  • Ежедневно повторяйте ребёнку:

     - Не гуляй до темноты.

     - Не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт. Здесь стоит отметить, что иногда преступления совершаются знакомыми людьми (например, какой-нибудь сосед, добрый, улыбчивый и тихий дядя Ваня на деле может оказаться маньяком).

     - На все предложения незнакомых отвечай: "Нет!" и немедленно уходи от них туда, где есть люди.

    Уважаемые родители, помните и о правилах безопасности  вашего ребёнка дома:

    - заблокируйте доступ к розеткам;

     Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев!

     

 

 

Памятка для родителей

по безопасности детей в летний (отпускной) период

  Уважаемые родители, понятно, что ежедневные хлопоты  отвлекают вас, но не забывайте, что вашим детям нужна  помощь и  внимание, особенно в летний период.

  Во- первых: ежедневно напоминайте своему ребёнку о правилах дорожного движения. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице во дворе, по дороге в детский сад. Находясь с малышом на улице полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти проезжую часть, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что они нарушают правила, рискуя попасть под движущиеся транспортные средства. Помните, что ваш ребёнок должен усвоить:

  • без взрослых на дорогу выходить нельзя, идешь со взрослым за руку, не вырывайся, не сходи с тротуара;
  • ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара;
  • переходить дорогу можно только по пешеходному тротуару на зеленый сигнал светофора, убедившись, что все автомобили остановились;
  • проезжая часть предназначена только для транспортных средств;
  • движение транспорта на дороге регулируется сигналами светофора;
  • в общественном транспорте не высовываться из окон, не выставлять руки и какие-либо предметы.

 

Во – вторых: при выезде на природу имейте в виду, что

  • при проведении купания детей во время походов, прогулок и экскурсий в летнее время выбирается тихое, неглубокое место с пологим и чистым от коряг, водорослей и ила дном;
  • детей к водоемам без присмотра со стороны взрослых допускать нельзя;
  • за купающимся  ребёнком должно вестись непрерывное наблюдение;
  • во время купания запретить спрыгивание детей в воду и ныряние с перил ограждения или с берега;
  • решительно пресекать шалости детей на воде.

В- третьих: постоянно напоминайте вашему ребёнку о правилах безопасности на улице и дома:

Ежедневно повторяйте ребёнку:

 - Не уходи далеко от своего дома, двора.

 - Не бери ничего у незнакомых людей на улице. Сразу отходи в сторону.

 - Не гуляй до темноты.

 - Обходи компании незнакомых подростков.

 - Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.

 - Не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт. Здесь стоит отметить, что иногда преступления совершаются знакомыми людьми (например, какой-нибудь сосед, добрый, улыбчивый и тихий дядя Ваня на деле может оказаться маньяком).

 - Не открывай дверь людям, которых не знаешь.

 - Не садись в чужую машину.

 - На все предложения незнакомых отвечай: "Нет!" и немедленно уходи от них туда, где есть люди.

 - Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде.

 - В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, кричи, вырывайся, убегай.

Уважаемые родители, помните и о правилах безопасности  вашего ребёнка дома:

- не оставляйте без присмотра включенные электроприборы;

- не оставляйте ребёнка одного в квартире;

- заблокируйте доступ к розеткам;

- избегайте контакта ребёнка с газовой плитой и спичками.

 Помните! Ребенок берёт пример с вас – родителей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению ребёнка на улице и дома

 Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев!

 

 

Мы, педагоги, рады видеть вашего ребенка в стенах Маленской общеобразовательной школы I-III ступеней.

Советы родителям первоклассников и будущих первоклассников: 

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7 летних детей. Если малыш не будет иметь возможность гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз.

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку.

Компьютеры, телевизоры и любые занятия, большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Больше всего на свете в течение первого года обучения Ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то и нет. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний Ваш ребенок потеряет веру в себя.

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ 
Как правило родителей будущих первоклассников волнует множество вопросов: сможет ли их ребенок учиться в школе, достаточно ли он развит, что он должен уметь накануне поступления в школу.
С помощью этого теста Вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе. Ответьте на вопросы "ДА" или "НЕТ".
1. Часто ли Ваш малыш заявляет о своем желании идти в школу?
2. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книжки, новое "взрослое" положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?
3. Вы считаете, что Ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?
4. Ваш ребенок общителен как с детьми так и со взрослыми?
5. Вы не уверены в том, что Ваш малыш способен хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?
6. Ваш ребенок ни минуты не может побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?
7. Игрушки и личные вещи Вашего ребенка всегда в беспорядке и Вы устали напоминать ему, что нужно их убрать?
8. Умеет ли Ваш ребенок считать до двадцати и обратно?
9. Может ли Ваш ребенок сравнивать числа и предметы?
10. Способен ли Ваш малыш складывать и вычитать в пределах двадцати?
11. Знает ли он простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)?
12. Умеет ли ребенок выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?
13. Может ли Ваш ребенок объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом "обувь" слова "сапоги", "туфли", "ботинки")?
14. Сможет ли Ваш ребенок придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, "жарко" - "холодно")?
15. Умеет ли он составлять рассказ по 5-7 картинкам?
16. Знает ли Ваш малыш буквы и умеет ли он читать по слогам?
17. Ваш ребенок с трудом и без всякого удовольствия декламирует стихи и рассказывает сказки?
18. Верно ли, что Ваш(а) сын (дочь) недостаточно уверенно пользуется шариковой ручкой?
19. Ваш ребенок любит мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?
20. Ему доставляет удовольствие раскрашивать или рисовать?
21. Рисунки Вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?
22. Ваш ребенок без особого труда может собрать разрезанную на несколько частей картинку?
23. Может ли Ваш ребенок придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу, как связаны слова в образце (например, образец "дерево - ветки", к слову "книга" необходимо назвать слово "страницы")?
24. Вы считаете, что Ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлен?
КЛЮЧ 

Если на вопросы 1,3,4,5,8,9,10,11,12,13,14,15,16,19, 20, 22, 23 ответили "да", то начислите по 1 баллу за каждый ответ.
Если на вопросы 2, 6, 7, 17, 18, 21, 24 ответили "нет", то начислите еще по 1 баллу за каждый ответ.
Подсчитайте общее количество баллов.
Если оно составляет:
20-24 балла, то поздравляем! Ваш ребенок готов к школе. Будьте уверены, что ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и к получению новых знаний.
15-19 баллов, Вам следует уделить больше внимания своему малышу, содержание вопросов либо задания в них помогут Вам выбрать нужное направление работы с ребенком. Не отчаивайтесь, Ваш малыш почти готов, чтобы идти в школу.
14 и менее баллов, лучшим советом для Вас будет поговорка: "терпение и труд все перетрут". Ваш малыш ждет помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные игры, путешествуйте по страницам книг. Все это поможет ребенку достигнуть успеха и пойти в школу подготовленным. 

Тревожен ли Ваш ребенок?
(тест для родителей первоклассников) 

Проблема детской тревожности встает остро на момент поступления ребенка в школу. Порой страх преследуют малыша и дальше при обучении. Если Вы хотите узнать, как может проявляться тревожность и насколько она сильна у Вашего ребенка, ответьте на вопросы анкеты.
Суммировав все утвердительные ответы, Вы получите общий балл тревожности.
1. Ваш ребенок ест всегда с аппетитом?
2. Он страдает от чрезмерной застенчивости?
3. Страшные сны не редкость для Вашего ребенка?
4. Обычно ему трудно сдержаться, чтобы не заплакать?
5. Вашего ребенка нельзя назвать уверенным в собственных силах?
6. Он боится браться за какое-либо новое задание?
7. Ему трудно заснуть?
8. Ваш малыш часто волнуется?
9. Вы заметили, что у него проблемы со стулом?
10. Вас беспокоит его чрезмерная напряженность и скованность?
11. Сильное волнение Вашего малыша, как правило, сопровождается рвотой, потливостью рук, ознобом или жаром?
12. Любое ожидание вызывает в нем сильное беспокойство?
13. Не слишком продолжительная работа утомляет Вашего ребенка?
14. Ваш ребенок часто жалуется на всевозможные неприятности 
во взаимоотношениях со сверстниками?
15. Ему трудно дружить?
16. Любые трудности пугают его?
17. Ребенок часто невнимателен и рассеян?
18. Он не может оставаться один дома?
19. Ваш малыш боится темноты?
20. Его рисунки отличаются мрачными тонами и страшными сюжетами?

15-20 баллов
Это показатель высокой тревожности. Вам следует обратиться за помощью к детскому психологу, чтобы избежать серьезных проблем в школе и возникновения новых страхов.
4-7 баллов
Говорит о среднем уровне детской тревожности. Не следует игнорировать ее. Постарайтесь помочь Вашему ребенку приобрести уверенность в себе. Не скупитесь на заслуженную похвалу.
1-6 баллов
Свидетельствуют о низком уровне тревожности. Ваш ребенок достаточно устойчив к стрессам, что поможет ему физически и психологически здоровым.

Адаптация первоклассников к школе

Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.
        Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.
        Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
        Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям. Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, тревожностью. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации. Некоторые первоклассники становятся очень шумными, крикливыми, отвлекаются на уроках, капризничают. Другие становятся очень скованными, робкими, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются взрослые, при малейшей неудаче, замечании плачут. У части детей может нарушиться сон, аппетит, иногда поднимается температура, обостряются хронические заболевания. может появиться интерес к игрушкам, играм, к книгам для очень маленьких детей. 
        Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. По статистике половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, был ли он психологически готов к школьному обучению, так же это зависит от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития.
        Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). 

Физиологическая адаптация

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:           
1) Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.            
2) Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.           
3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.           
       Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первокласcников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения. 

Социально-психологическая адаптация

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет.           
     Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.           
     Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.            
     В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 7 (6) лет интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.           
     Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении - первый год учебы является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности. Родители также должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей. Для оптимизации адаптационного периода первоклассников им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.           
     Для первоклассников особенно важно:
помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – не школьник). Сформировать «внутреннюю позицию школьника», представляющей собой сплав познавательной потребности и потребности в общении с взрослым на новом уровне. Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного школьного обучения, ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а так же сформирует эмоционально-положительного отношение к школе построить режим дня школьника. Составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности.
ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь. научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения. Школьник должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задание, предлагаемые в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу. В этом ему могут помочь дидактические игры и игры по правилам. Многие дети только через игру могут прийти к пониманию многих школьных заданий.
развивать учебную мотивацию. Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а так же мотивов достижения. развивать навыки общения. Навыки общения позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Усвоение способов учебной деятельности требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, объективно оценить себя и других участников совместной коллективной деятельности. Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности.

Признаки успешной адаптации:

Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные. 
    Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка - внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее? 
    Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!") , иначе бороться с апатией вы будете очень долго. 
    Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их. 
    Но самым важным, на наш взгляд, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем. 
    Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе. 

Отдельно необходимо сказать и об отношениях с учителем

Первая учительница - это важный человек в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел – ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдет на пользу вашему ребенку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться вами! Обязательно согласуйте требования, чтобы ребенок не пострадал от ваших разногласий с педагогом. Если вас не устраивает (или просто непонятна) методика обучения, попросите учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Думаем, что любой учитель сделает это охотно, ведь он заинтересован видеть в вас в первую очередь помощников, а не критиков. 
     Таким образом, можно сказать, что основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.